Новости

2015.02.05 16:09

Луганск - город без украинских новостей

BBC 2015.02.05 16:09

Первыми в Луганске отключили "Первый национальный", "1 + 1" и "5 канал". Произошло это 1 мая, когда вооруженные боевики так называемой "Армии Южного Востока" захватили луганский радиотелевизионный центр (филиал Концерна радиовещания, радиосвязи и телевидения), по их требованию в эфир вместо украинских вывели российские телеканалы.

Первыми в Луганске отключили "Первый национальный", "1 + 1" и "5 канал". Произошло это 1 мая, когда вооруженные боевики так называемой "Армии Южного Востока" захватили луганский радиотелевизионный центр (филиал Концерна радиовещания, радиосвязи и телевидения), по их требованию в эфир вместо украинских вывели российские телеканалы.

В середине мая по приказу тогдашнего луганского "народного губернатора" Валерия Болотова операторы кабельных сетей также прекратили трансляцию большинства украинских телеканалов. Вскоре закрылись местные телекомпании: "ЛКТ", "ИРТА" и "ЛОТ" ("Луганское областное телевидение". - Ред.).

Сейчас на частоте "ЛОТа" вещает так называемая "Государственная телерадиокомпания ЛНР", которую назвали "Луганск 24". Большинство ее сотрудников - бывшие сотрудники местных луганских телекомпаний, которые из-за сепаратистов так называемой "Луганской народной республики" потеряли работу. По их словам, "Луганск 24" использует технику, которая ранее принадлежала телекомпаниям "ЛОТ" и "ИРТА".

Сейчас для большинства жителей города "Луганск 24" - главный источник местных теленовостей.

"Выбирать не из чего, поэтому "Луганск 24" я иногда включаю, чтобы узнать, что происходит в городе. Украинскую армию там называют исключительно "противниками" и "карателями". "ЛНР" у них - "молодое государство" или "молодая республика". Дикторы очень серьезные, будто сами во все это верят, - рассказала пенсионерка из Луганска Тамара Александровна. - У меня дома кабельное телевидение, там около 60 каналов. Почти все российские, хотя есть несколько украинских. Но все они развлекательные, новостей там нет. Раньше я смотрела украинские новости на канале "Донбасс", но его несколько дней назад заменили на другой - "К2".

Четкое изображение

На комнатную антенну можно принимать только российские программы и "Луганск 24". Действует в городе и цифровое вещание стандарта Т2, там транслируют исключительно российские каналы.

"Мне нравится Т2, поскольку изображение четче, - говорит пенсионерка Ирина Владиславовна. - Когда я приобрела тюнер, там были только украинские каналы, но сейчас все российские. Новости я смотрю, но иногда предпочтение отдаю сериалам. Кстати, это те же сериалы, что показывала Украина, только теперь на российских каналах".

В январе по факту трансляции "Луганск 24" и российских каналов в Луганске областное управление СБУ начало уголовное производство. Процессуальное управление осуществляет прокуратура Луганской области, ее пресс-служба сообщила, что производство начали по факту содействия деятельности террористической организации со стороны руководства Луганского филиала Концерна радиовещания, радиосвязи и телевидения.

В сообщении пресс-службы говорится, что, используя украинский радиочастотный ресурс, этот филиал транслирует российские каналы, а также местный канал "Луганск 24", в эфире которых "регулярно размещаются материалы, которые создают позитивное впечатление о деятельности провозглашенной ЛНР и ее вооруженных сил, дискредитируют в глазах общественности деятельность Вооруженных сил Украины и ее правоохранительных органов, принимающих участие в силовой операции, формируют идеологическое основание для распространения в регионе экстремистских взглядов".

В Луганске вещает также и местная FM-станция "Своё радио". Она использует оборудование и частоту областной государственной FM-станции "Пульс", которая весной была вынуждена прекратить работу из-за захвата луганского телецентра боевиками. "Своё радио" транслирует рок-музыку и выпуски новостей, говорит луганчанка Наталья.

"Новости этой станции похожи на те, что транслирует телеканал "Луганск 24". Название "Своё радио" почти никто из моих знакомых еще не запомнил, некоторые думают, что оно до сих пор называется "Пульс". Другие называют его "Наше радио", как украинскую станцию, но украинских радиостанций в Луганске нет", - говорит Наталья.

Газетный бизнес в "ЛНР"

В начале прошлого года в Луганске издавали порядка 15 общественно-политических и десяти рекламных газет. Сейчас издают четыре: "21 век", "Экспресс-новости", "Жизнь Луганска" и рекламную "Экспресс-клуб".

"Сразу после провозглашения "ЛНР" пыталась контролировать средства массовой информации. Возможно, телевидение для них было важнее, поэтому начали с него, в эфире уже были российские каналы, но луганские газеты выходили, как и раньше. По крайней мере четыре газеты подавали объективную информацию о том, что происходит", - рассказала бывший заместитель редактора одной из луганских газет Анастасия.

"В нашу редакцию и в другие редакции также приходили вооруженные люди в камуфляже и говорили, что об "ЛНР" и "Новороссии" следует писать только хорошее. Работать в таких условиях было опасно, мы уже почти решили, что надо прекратить работу. Но проблема решилась сама, когда в конце июля в Луганске отключили электричество. Типографии остановились, и газет не стало. Спустя месяц электроснабжение восстановили, но к этому времени работники многих редакций из города уехали", - говорит Анастасия.

В августе Луганск был обесточен, в это время там выпускали только одну газету: "21 век". Чтобы подключить компьютеры для набора и верстки полос, говорят в редакции газеты, пользовались бензиновым электрогенератором.

Противостояние украинских военных и боевиков "ЛНР" авторы газеты "21 век" описывали следующим образом (цитаты из № 64 от августа 2014): "Теснимые со всех сторон войсками Луганской Народной Республики остатки группировки так называемой нацгвардии и иностранных наемников (преимущественно поляков и литовцев) устроили очередную кровавую бойню".

Госкомитет телевидения и радиовещания Украины обратился в Государственную регистрационную службу с просьбой аннулировать регистрацию газеты "21 век" за "сепаратистский и террористический характер" публикаций. На днях Кабмин ликвидировал саму Госрегистрационную службу. Однако "21 век" до сих пор имеет украинскую регистрацию, по крайней мере так сказано на официальном сайте Госреестра печатных СМИ Украины.

Тиражирует газету "21 век" луганская типография ООО "Пресс-экспресс". Также она выпускает две собственные газеты - это "Экспресс-новости" и "Экспресс-клуб", рассказал работник типографии по имени Андрей.

"Экспресс-клуб "не имеет конкурентов, потому что в Луганске отсутствуют другие рекламные издания. Тираж газеты меньше прежнего, но главное, что есть спрос", - говорит Андрей.

"Газеты продают частные распространители и сеть наших киосков. Они также не имеют конкурентов, потому что другая городская сеть газетных киосков закрылась, в некоторых их киосках продают муку и крупы", - говорит работник типографии.

С декабря прошлого года луганский городской совет вновь начал издавать собственную газету "Жизнь Луганска". Один из бывших сотрудников этой газеты рассказал, что ему звонили из мэрии и приглашали вернуться в редакцию, на вопрос о зарплате ответили, что вместо денег журналисты будут получать продуктовые наборы.

Интернет - единственный источник новостей

Между тем у жителей Луганска есть возможность получить доступ к украинским новостям через интернет.

"В городе работает несколько интернет-провайдеров, тот, который предоставляет услуги доступа к сети в моей квартире, заверил, что готов подключать абонентов почти в любой части Луганска", - говорит медицинский работник Светлана.

"Я каждый день просматриваю украинские новостные сайты, даже смотрю по интернету выпуски теленовостей. Хотя они давно уже не радуют. По "скайпу" общаюсь с друзьями, которые выехали из Луганска, таким образом также узнаю о том, что происходит в стране", - рассказала Светлана.