Новости

2020.01.21 14:39

ФАКТЫ LRT. Как Эстония заставила закрыть «Спутник»?

Юрга Бакайте, LRT.lt2020.01.21 14:39

Эстония применила санкции к руководителю пропагандистского новостного портала «Спутник », действующего и на ее территории, скандально известному Дмитрию Киселеву. С 1 января в редакции не осталось ни одного работника.

«Прошу вашей помощи. Что российское государство может сделать для русских журналистов, которые воюют с западной цензурой? Прошу сказать, как вы оцениваете действия эстонских властей?», - с такими словами к президенту России Владимиру Путину на его ежегодной пресс-конференции обратилась журналист эстонского «Спутника», часто называемого рупором Кремля, Елена Чернышова. В. Путин сказал сначала: «К сожалению, ничего», - позже добавил: «Посмотрим».
В октябре были заморожены счета организации, журналисты получили от полиции Эстонии письма об угрожающей им уголовной ответственности, если они не расторгнут трудовые договоры. 1 января эстонский «Спутник» объявил, что начинает работать в экстремальных условиях. Эстонские ответственные лица говорят, что всего-навсего выполняют санкции ЕС, принятые после аннексии Крыма Россией. ФАКТЫ LRT выясняют, что на самом деле предопределило действия Эстонии в отношении «Спутника».

Предлагают признать, что Эстония не может стать демократичной

Российские журналисты, поддерживающие политику Кремля, надевают желтые жилеты и в социальных сетях делятся хештегами #СпутникСила.

Инициаторы акции говорят, что этот символ протеста используют для того, чтобы обратить внимание на русские СМИ, которые, якобы, оказались под давлением властей Эстонии. Однако в «протестных жилетах» появились не только журналисты: пресс-атташе российского МИДа Мария Захарова провела традиционный брифинг в желтой жилетке, присоединившись к флешмобу в поддержку «Sputnik Эстония». «Давление на СМИ, любая форма давления и угроз, хотя не были нарушены законы, процедуры аккредитации, а исключительно по политическим причинам, недопустима», - сказала она.

М. Захарова также добавила, что Эстония не обращает внимания на обращения международного сообщества, и дала понять, что страна не придерживается европейских ценностей. «Государство должно их придерживаться или отказаться от ответственности и признать невозможность», - сказала представитель МИД России.

На годовой пресс-конференции об Эстонии высказался и президент Владимир Путин. По его словам, «они действуют так, как обвиняют, что действуем мы».

«Свобода информации является одной из основных свобод в современном демократическом мире. К сожалению, не все хотят основываться на этой парадигме, действуют по своим собственным правилам», - сказал В. Путин.

Кроме того, и М. Захарова, и другие российские чиновники высказали мнение, что «нападки» связаны с визитом в Эстонию премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона и даже продиктованы правительством этой страны.

Эстония: санкции применены не к журналистам

Как только вспыхнул конфликт, ответственные лица Эстонии поспешили подчеркнуть, что действия предприняты не в отношении журналистов, а связаны с санкциями Дмитрию Киселеву.

«Журналистский состав «Спутника» не был определяющим для финансовых санкций. Основным фактором послужил Д. Киселев, директор дочернего предприятия «Спутника» в Эстонии, его роль в агрессии на Украине и доходы от «России сегодня», - говорится в сообщении МИДа от 25 декабря.

Дмитрий Киселев находится в списке лиц и организаций, чья деятельность признана вредной по отношению к территориальной целостности Украины, ее суверенитету и независимости, поэтому страны ЕС обязались заморозить счета и имущество таких лиц, не разрешать им пересекать границы.

В документе подчеркивается, что Киселев является «центральной фигурой [российской] правительственной пропаганды, поддерживающей присутствие российских войск на Украине, так как руководит новостным агентством, открытым указом Путина в 2013 году. «Спутник» является каналом, рассчитанным исключительно на зарубежную аудиторию, местные новости он сообщает по всему миру на нескольких десятках языков.

В санкционном списке значатся и другие деятели России и Украины, члены сепаратистских организаций.

Официальные лица Эстонии сообщили ФАКТАМ LRT, что были предупреждены 30 человек, работающих с Российским информационным агентством.

«Согласно регулированию [санкций], средства как людей из списка, так и юридических лиц, должны быть заморожены, для них должны быть недоступны никакие экономические ресурсы – ни непосредственно, ни опосредованно», – сказал LRT руководитель отдела наблюдения за финансами полиции Эстонии Мади Рейманд.

Он утверждает, что в таких случаях санкции реализуют отдельные институции, например, банки, а правительство только осуществляет надзор на исполнением санкций.

М. Рейманд говорит, что Банк Эстонии заморозил счета Российского агентства новостей еще в 2015 году. По его словам, это не первый случай, когда Эстония применяет санкции против человека, включенного в список – ранее был заморожен эстонский счет Алексея Чалого, который во время крымского кризиса в 2014 году провозгласил себя мэром Севастополя.

„Спутник“ пытался зарегистрироваться и в Латвии

Несмотря на то, что события в Эстонии привлекли внимание высокопоставленных должностных лиц России, это не первое ограничение деятельности „Спутника“.

В 2015 году Регистр юридических лиц Латвии отказался регистрировать „Россию сегодня“, мотивируя это тем, что представленная организацией информация не отвечает положениям Конституции Латвии и ее нормативным актам, так как цель „России сегодня“ – распространять в информационном пространстве Латвии информацию, отвечающую интересам внешней политики Российской Федерации.

Правда, регистр юридических лиц России указывает, что у информационного агентства есть отделение в Латвии. Другие отделения находятся в Панаме, Уругвае, Южной Осетии и Абхазии.

В мае литовские пограничники не впустили в страну гражданина Латвии, шеф-редактора «Спутника» Марата Касема. Он включен в список лиц, которым запрещено прибывать в Литву.

Обратились за помощью в международные организации

Как „Спутник“, так и российские политики подчеркивают, что действия властей Эстонии противоречат основополагающим приниципам свободы и обращаются за помощью к международному сообществу.

Российские парламентарии утверждают, что обратятся в ОБСЕ и Парламентскую Ассамблею Совета Европы.

Представитель ОБСЕ уже сделал Эстонии замечание. «Призываю власти [Эстонии] воздержаться от ненужных ограничений работы зарубежных СМИ, так как это может негативно повлиять на свободный поток информации», - написал в „Twitter“ представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Арлем Дезир.

По утверждению политолога Довиле Якнюнайте, ОБСЕ сегодня известна как благосклонная к России организация, в которой, как подозревается, есть люди, работающие на российскую разведку.

«Это, вероятно, единственная европейская организация, где у России активное членство. Нет других форматов, где Россия могла бы действовать, Россия в это много вложила и имеет большое влияние», - говорит она.

Она также не думает, что заявление ОБСЕ может навредить Эстонии: «У Эстонии своя война, у России – своя, просто у Эстонии своя позиция: это не журналистика, а пропаганда», - утверждает эксперт.

По утверждению политолога Нериюса Малюкявичюса, „Спутник“, возможно, действует не только как новостное агентство, но и как российская разведка, а прецедент Эстонии может поощрить к действиям и другие страны.

«Решение Эстонии логично. Отчасти будет затруднена [российская] пропаганда и дезинформация, а Западу послана весть о том, как можно формировать позицию по отношению к такой организации», - говорит он.

Шаг Эстонии – национальный канал на русском языке

Можно ли обвинить Таллинн в давлении на русские СМИ? По утверждению политолога Лукаса Пукялиса, хотя эстонские СМИ создают немало продукции на русском языке, местное русскоязычное население отдает предпочтение российским каналам.

«Эстония совершила важный шаг, запустив на национальном телевидении канал ETV+ на русском языке. Там качественный контент, хотя жалобы на то, как освещаются некоторые события, бывают. Беда в том, что этот канал не привлекает аудиторию – местные русскоязычные зрители охотнее смотрят российское ТВ», - говорит он.

Л. Пукялис не согласен с тем, что в Эстонии наблюдается меньше инцидентов, связанных с российскими СМИ, чем в Литве и Латвии.

«Это, скорее, видимость, так как в СМИ Эстонии тема войны реже артикулируется, однако общая установка государства и политика в отношении российских медиа и журналистов такие же, как в Латвии и Литве», - говорит он.

В отчете организации «Репортеры без границ» за 2019 год Эстония занимает 11-е место в мире по индексу свободы печати (Литва – 30-е, Латвия – 24-е, Россия – 149-е место).

Что такое „Спутник“?

Хотя сам „Спутник“ утверждает, что испытал ограничение свободы слова, многие источники сомневаются в приниципах работы этого новостного агентства.

Например, в 2016 г. Европарламент принял резолюцию, которая называет „Спутник“ «псевдоновостным агентством» и одним из средств, с помощью которых правительство России распространяет в ЕС дезинформацию и пропаганду. В резолюции угроза российской пропаганды упомянута наряду со способами информационной войны, ведущейся «Исламским государством».

В СМИ также распространилась информация о том, что международная организация «Репортеры без границ» назвала Российское агентство новостей «врагом журналистики».

Однако ФАКТЫ LRT установили, что это сообщение активно распространял сам „Спутник“, исказив слова представителя организации – новостное агентство не избегает экскалации оказываемого на него давления и предъявляемых ему обвинений.

Портал „EUobserver“, рассматривая ложные новости, распространяемые из российских источников, обратил внимание и на сообщения „Спутника“, например, известия о том, что новая штаб-квартира НАТО в Брюсселе использует нацистскую символику.

Президент Франции Эммануэль Макрон в ходе своей избирательной кампании отказался выдать аккредитацию представителям „Спутника“. «Их поведение – не представителей СМИ и журналистов, а агентов влияния и пропаганды», - сказал избранный президент Франции на пресс-конференции в Версале, стоя рядом с В. Путиным.

Эксперты в области кибернетической безопасности после выборов утверждали, что на них хотела повлиять российская группа кибернетического шпионажа.

В том же году социальная сеть „Twitter“ объявила, что отказывается от любой рекламы от „Спутника“ и «Россия сегодня», и связала это с инцидентами в ходе выборов президента США. Сообщалось, что в 2011 и 2017 годах «Россия сегодня» могла потратить почти 2 млн. долларов США на рекламу в этой социальной сети.

Европейский суд по правам человека в декабре объявил, что Литва на законных основаниях выслала из страны двух журналистов «Россия-24», которые спровоцировали инцидент на мероприятии российской оппозиции. Суд согласился с тем, что Литва сделала это, исходя из интересов национальной безопасности.

ВЕРДИКТ

Манипуляция/пропаганда

Счета „Спутника“ в Эстонии заморожены не по причине ограничения свободы СМИ, а во исполнение действующих на всей территориии ЕС санкций России из-за аннексии Крыма. Маловероятно, что это остановит деятельность сайта в Эстонии, в противовес утверждениям самого агентства, которое часто преувеличивает оказываемое на него давление. Деятельность его не раз признавалась не отвечающей нормам журналистской этики, поэтому ограничена, например, во Франции и США.

Вопреки тому, что утверждают российские политики, отклик на это со стороны международного сообщества маловероятен.